Много лет проработав преподавателем в крупных аудиториях, я стал понимать, что от того, куда сел тот или иной слушатель, зависит его мотивация, активность и расположенность к обучению. Интересно, но понимание расположения слушателей в аудитории очень сильно помогло при проведении занятий и при ответах на вопросы аудитории. Я стал изучать эту тему и понял, что она очень давняя. Существует целая наука проксемика, которая была создана Эдвардом Холлом, как наука об использовании пространства в общении.
Какие выводы получилось сделать, подтвердив их научными исследованиями психологов? Оказывается, расположение слушателей относится к невербальной коммуникации, которая подчас важнее вербальной. В зале, где Вы выступаете формируется так называемая воронка обучения. Она расширяется от центра аудитории и охватывает весь первый ряд.
В первых рядах садятся активные слушатели, настроенные на работу. Им нужен зрительный контакт с Вами. Они будут внимательно Вас слушать, задавать вопросы. Замечено, что слева от оратора садятся критичные слушатели: именно оттуда Вы будете слышать уточняющие вопросы, иногда во время выступления и после выступления. Но этим людям явно интересно то, что Вы говорите. Справа, как правила, садятся слушатели более лояльные к оратору и при этом интересующиеся темой выступления.
В первых рядах часто располагаются люди, обладающие высоким статусом. При этом они не особенно активно участвуют в процессе, но при этом будут очень внимательно вас слушать.
Вперед слева и по центру также садятся люди, кто хочет продемонстрировать себя оратору и другим. Есть важный аспект: если слушатели настроены негативно, то пересадив их на первые ряды, Вы сразу получаете заинтересованных слушателей. Но если так получилось, что слушатели пересели на задние ряды с передних по каким-то причинам, то они быстро теряют интерес к процессу.
По краям сбоку и сзади, на «галерке», садятся «наблюдатели», которым процесс не очень интересен, они не слишком настроены на работу, часто хотят просто посидеть. Сзади люди не готовы к занятиям, не готовы принимать участие в обсуждении, степень усвоения информации у них низкая. Часто такие слушатели не мотивированы на Ваше выступление в большом зале. На задних рядах можно и вздремнуть, и поговорить о своем, заняться своими делами и уйти, если совсем все наскучит.
Но также замечено, что так называемые «неуправляемые» слушатели часто садятся сзади справа от оратора. Они могут мешать процессу: разговаривать друг с другом, играть во что-то и т.д. Но иногда бывает, что оттуда раздаются вопросы. Поздравляю! Вы сумели заинтересовать даже скучающую «галерку»! В таком случае при ответе лучше приблизится к ним, чтобы все ряды почувствовали себя в процессе обсуждения.
Конечно стоит понимать, что такие правила условны, если просто в зале все места впереди заняты, и человек садится на первый попавшийся стул. Но если стульев много и много возможностей, обратите внимание на перечисленные наблюдения: они Вам обязательно помогут. Оратор всегда приходит пораньше и наблюдает, куда садится тот, или иной человек при наличие свободных мест. Это хороший индикатор его поведения во время Вашего выступления!