Подготовка к переговорам предполагает разработку переговорной стратегии и переговорных сценариев. В этом нам может помочь проведение мозгового штурма, который проводится с Вашей командой переговорщиков.
Я узнал о методе Уолта Диснея достаточно давно в школе бизнес-тренеров, и мне он так понравился, а оценив его эффективность, я решил поделиться информацией с Вами. Метод Уолта Диснея, кроме вопросов переговорной подготовки, также помогает решать проблемы, находя неожиданные и интересные творческие решения в разных областях. Это касается и разработки любых проектов, оценки идей, реализации планов.
Но для начала немного истории. Уолт Дисней был отличным управленцем, умел направлять творческую команду в нужное русло и создавать удивительные шедевры мультипликации. Но спустя некоторое время, он стал замечать, что творческие идеи иссекают, люди ходят хмурые, а креативные работники жалуются, что их перестали ценить. Сотрудники компании находятся постоянно в едином пространстве, постоянно общаются друг с другом. «Это же отлично!» – скажете Вы. А вот Уолт Дисней провел свое расследование, и оказалось, что ничего отличного в случае его бизнеса тут нет.
Творческие люди – генераторы постоянно делятся своими идеями, но часто случается, что их в адрес летит критика со стороны экономистов, юристов, финансистов и даже со стороны аниматоров. Идей становится меньше, инновации затухают, в то время как конкурент не дремлет. Что сделал Уолт Дисней? Он рассадил своих сотрудников по трем этажам в здании своего офиса.
На третьем этаже у него оказались генераторы: творческие люди, креативщики, мечтатели. К ним вела отдельная лестница и они были предоставлены сами себе в творческом процессе. Никто их не критиковал, просто были люди, кто записывал их идеи. Какими бы эти идеи не казались невероятными.
На втором этаже разместились реалисты и те, кто доводит идеи до практической реализации. Они смотрели на все поступившие к ним с третьего этажа идеи с точки зрения реального воплощения. Эти люди знали, КАК это сделать, ЧТО нужно сделать и МОЖНО ли это сделать гипотетически вообще.
Первый этаж Уолт Дисней предоставил в распоряжение критиков. Это финансисты, юристы, экономисты, бухгалтеры. Все отфильтрованные идеи, поступившие со второго этажа они оценивали с точки зрения рисков, бюджета и закона.
Таким образом, на выходе, конечно, оказывались только тщательно отфильтрованные проекты. Но при этом другие идеи лежали и ждали своей очереди: когда на них появится финансовые средства, или, когда их можно реализовать технически.
Мозговой штурм для подготовки к переговорам по методу Уолта Диснея содержит четыре обязательных этапа.
На первом этапе Вам необходимо собрать команду переговорщиков, и, возможно, пригласить экспертов для разработки стратегии. Вам необходим модератор, который будет дословно записывать на листе флипчарта все идеи, которые будут озвучены. Ключевой вопрос в начале работы: «Представьте себе…». Здесь не допускается критика или уход в детали. Только идеи. Сразу озвучьте цель Ваших переговоров, так как чем конкретнее будет цель, тем менее расплывчаты будут решения.
На втором этапе Вам необходимо поменять пространство. Вы можете поменять комнату, где проходит мозговой штурм. Если это невозможно, меняйте лист флипчарта, меняйте положение флипчарта и поменяйте местами всех присутствующих. Лучше всего сделать перед началом перерыв на кофе. На втором этапе модератор по очереди называет озвученные на первом этапе идеи и записывает каждую на отдельный лист флипчарта. Каждая идея разбирается с точки зрения возможной реализации, нереальные идеи отфильтровываются. Здесь также не допускается критика. Ключевая фраза в начале «Представьте себе, что эта идея принята руководством к работе». Все манипуляции с движением идут через второй этап: «Что конкретно делать? Как это можно реализовать?»
Перед третьим этапом перерыв обязателен. Также, как и на предыдущем этапе, необходимо поменять местами участников, поменять пространство. Отфильтрованные на втором этапе идеи здесь подвергаются критике. Модератор может разделить лист флипчарта пополам и сначала слева прописать все плюсы предложения, чтобы включить участников мозгового штурма в работу и напомнить, почему эта идея прошла фильтр на втором этапе. Далее с правой стороны листа прописываются минусы, где обязательна критика с точки зрения последствий, рисков, стоимости, и т.д. Ключевая фраза в начале: «Представьте, что эта идея реализована. Каковы последствия и риски ее реализации?»
На четвертом этапе мы можем без перерыва и без перемены пространства подняться на второй этап с оставшимися после критичной оценки идеями. Это делается для того, чтобы продумать действия для минимизации озвученных рисков и последствий. На четвертом этапе мы получаем уже готовое решение с пониманием рисков и с алгоритмом действий, как избежать негативных последствий реализации решения. В нашем случае это стратегия и сценарии для переговорного процесса.
Применяйте мозговой штурм по методу Уолта Диснея для решения различных ситуаций и для генерации интересных идей. Мы также уверены, что метод поможет Вам в подготовке к переговорам.
Книга
«ПОДГОТОВКА К ПЕРЕГОВОРАМ:СЕКРЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ»
шпаргалка для успешного ведения переговоров от Вадима Соколова
Массовый штурм применяется для решения глобальных задач. Сначала создается группа, которая разбивает исходную цель на части. Затем отдельно по каждой части проводится метод мозговой атаки. И в финале руководители каждой подгруппы собираются вместе и обсуждают все полученные предложения.
Совещания, «мозговой штурм», а также деловые игры методы коллективной подготовки к переговорам. Бытует мнение, что коллективная подготовка всегда более продуктивна. Она действительно открывает широкие возможности, в том числе позволяет породить большее число альтернатив и их оценок. Без коллективной подготовки нельзя овладеть навыками ведения переговоров. В то же время необходимо учитывать ряд феноменов, которые связаны с коллективной работой.