Мы все чувствительны к комплиментам. Человек, который выслушивает приятные слова про себя, испытывает удовольствие. Собственно, цель комплимента – доставить удовольствие собеседнику, при этом запрограммировав его на дальнейшее сотрудничество с Вами. Это происходит благодаря воздействию через подсознание на эмоции и чувства собеседника. (д.псх.н., проф. В.Н.Панкратов).
Чем приятнее людям с Вами общаться, тем выше будет уровень доверия к Вам. А это очень немаловажно в деловом мире.
Комплимент – это прием, а любой прием необходимо делать правильно. Какие же бывают правила создания эффективного комплимента?
Правило 1. В деловом общении обращайте внимание на внутренние, душевные качества собеседника. Например: «Иван Иванович, у Вас удивительный дар располагать к себе людей»; «Ваша проницательность делает Вас ценным сотрудником нашего коллектива»; «Ваша организованность, как всегда, позволила создать прекрасное мероприятие».
Правило 2. Если Вы хотите сделать комплимент внешним достоинствам собеседника, делайте акцент на вкусе собеседника в выборе одежды. Подобные комплименты лучше делать женщинам. Например: «Анна Ивановна, Вы сегодня, как всегда, потрясающе выглядите! Я как всегда поражен Вашим изящным вкусом!»
Правило 3. Обращаем внимание на скрытые достоинства собеседника, а не на очевидные. Чем больше скрытых достоинств удастся подчеркнуть в партнере, тем более искренними ему покажутся ваши слова, а комплементарное воздействие будет сильнее.
Например: «Иван Иванович, мы всегда были уверены, что Вы отличный организатор. Но для нас стало настоящим открытием, что Вы также замечательный повар и ценитель хорошей кухни!».
Правило 4. Будьте искренни. Искренность является важным правилом создания искусного комплимента. Здесь поможет включение эмпатии, иначе комплимент не покажется собеседнику правдивым.
Правило 5. Будьте конкретны. Комплимент не должен быть банальным и общим, он должен оказаться максимально конкретным, и только в этом случае он окажется искренним. Очень часто в этом нам помогает связка «потому, что» с последующим конкретным описанием своих наблюдений. Например, можно сделать банальный комплимент: «Анна Ивановна, это было отличное выступление!». А можно сделать комплимент более конкретным: «Анна Ивановна, Ваше выступление без сомнения было успешным, потому что Вас превосходный контакт с аудиторией, Ваши доводы были убедительны, а презентация оказалась очень информативной и запоминающейся». Чем более конкретен комплимент, тем лучше он будет воспринят.
Правило 6. Стройте комплимент на фактической основе, иначе он окажется неубедительным. Проще говоря, делайте его реалистичным, а не иллюзорным. Например, если Вы делаете комплимент сотруднице о том, что она превосходно выглядит, а она мучается с головной болью, у нее синяки под глазами и отсутствие косметики, то Ваш комплимент прозвучит как издевка или сарказм.
Правило 7. Краткость. Комплимент должен быть коротким, не размазанным. Он должен содержать одну-две мысли, не более. И делайте его как можно более понятным и простым, так как убедительность может легко утонуть в море слов.
Правило 8. Никаких поучений! Запретите себя поучать во время комплимента. Так Вы делаете комплимент не собеседнику, а себе. Например: «Замечательный у Вас получился отчет, но вот оформление надо было бы кое-где скорректировать, оно немного хромает».
Правило 9. Комплимент не содержит двусмысленных оборотов. Двойное дно – это уже разновидность скрытого сарказма и риторических ударов. Пример двусмысленного комплимента: «Анна Ивановна, у Вас великолепный наряд! Однако, если появиться в нем на работе, что могут о Вас подумать коллеги?».
Правило 10. Учитывайте пол и возраст при создании комплимента. Кто перед Вами? Женщина или мужчина? Ребенок, юноша, или пожилой человек? Для разных групп людей подходят разные комплименты.
Комплимент для ребенка. Для ребенка особое значение имеет оценка его окружающими, интересные игрушки, послушание и т.д.
Комплимент для подростка. Для подростка значимо: модная одежда, оригинальность (желание выделится), увлечения, мнение о нем со стороны сверстников, безусловно физическая привлекательность.
Комплимент для юноши. Большое значение имеет интерес к его собственному мнению, раскрепощенность и самостоятельность, независимость от родителей, престижность учебного заведения, сексуальная привлекательность, собственный жизненный опыт.
Комплимент для взрослого человека. Здесь большое значение будет иметь социальный статус, успешность деятельности, финансовая независимость, результативность труда, достижения, здоровье, имидж и статус.
Комплимент для пожилого человека. В этом возрасте меняются жизненные ценности. Если собеседник бабушка или дедушка, то для них очень важным окажется успешность их детей, признание окружающими их жизненного опыта и достижений, передача опыта потомкам. Опыт показывает, что также очень удачен в таком случае будет комплимент маленьким внукам: их сообразительности, симпатичности, неординарности.
Комплимент мужчине. Для него особенно значимы его умственные способности, финансовое благосостояние, успешность в карьере, статус. Также можно отметить такие качества как решительность, целеустремленность, ответственность, организованность, лидерство, сила духа, физическая выносливость, то есть все те качества, которыми обладают успешные сильные мужчины.
Комплимент женщине. Для женщины очень ценен вопрос внешней привлекательности: фигура, красота лица, женственность, молодость. Очень немаловажно образование, финансовое положение (часто не только свое, но и супруга), успешность и достижения детей. Для бизнес-леди это также вопрос карьеры, создание благоприятной атмосферы на работе и дома. Обязательно внутреннее обаяние.
Знание этих особенностей позволят Вам делать комплименты адресно и изящно.
Разумеется, комплименты требуют тренировки. Хочется отметить одно распространенное заблуждение: комплименты необходимо делать только нужным людям. Но без тренировки выражения комплиментов «простым» окружающим, Вы никогда не научитесь делать комплимент изящно, непринужденно, в нужное время, в нужном месте и нужным людям.
Комплименты также бывают скрытыми. О них мы расскажем Вам в последующих заметках.
Книга
«ПОДГОТОВКА К ПЕРЕГОВОРАМ:СЕКРЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ»
шпаргалка для успешного ведения переговоров от Вадима Соколова