Это действительно интересный факт, но грамотный отказ подчас является основным приемом для того, чтобы снять себя излишнее бремя, выявить мнимых друзей, поднять свою значимость и статус. «Вам нужно научиться говорить слово «нет!» — часто мы слышим от специалистов, но совершенно не знаем, как это сделать. Мы стесняемся, нам неудобно. Как же вежливо отказать?
Я всегда вспоминаю притчу про ослика, подтверждение смысла которой я часто нахожу в жизни. Купили ослика и сначала нагрузили совсем немного: посмотреть, как справиться с тяжестью. Ослик немного присел, но молчит, идет дальше. Потом еще немного на ослика положили товаров, и смотрят его реакцию. Ослик идет и молчит. Уже обливается потом, но идет. Потом нагрузили еще, но уже под самую завязку. Бедный ослик еле двигается, ноги подгибаются, но все равно тащит. И вот наступает момент, когда ему уже не сдвинуться с места. И что же делает хозяин? Он начинает орать на ослика, хлестать его, называть тупым животным. А почему? Да потому, что ослик до этого момента не подавал вида, что ему тяжело, и на него грузили и грузили товары.
Знакомая ситуация? Такое происходит, например, с работником и работодателем. Или в переговорах, а потом мы уже позже думаем: «И зачем мы на это согласились?» А нужно просто вовремя сказать слово «нет».
Есть техника, которая называется «техника простого отказа». Но ей владеют как раз очень немногие. Чем проще отказ, тем убедительней. Тут важно сказать «нет» без извинений и оправданий. Вообще оправдания всегда показывают, что Вас еще можно дальше уговаривать, поэтому тут ничего не надо объяснять. Говоря «нет», Вы отвергаете не человека, а его просьбу. Тон уверенный, ровный, вежливый. Если Вы говорите твердое «нет» без объяснений, Вы держите свой статус.
К первой технике сразу Вы не придете, именно поэтому существует «техника мягкого отказа». В чем ее плюсы? Вы не будете выглядеть жестким и категоричным, сможете отказать деликатно и вежливо. Это, в основном, и хочется сделать, так как чаще всего мы боимся потерять расположение оппонента. Техника мягкого отказа многоэтапная.
Этап 1. Обязательно проявите внимание к оппоненту. Часто можно поблагодарить за просьбу, или за внимание. Например: «Мне приятно, что Вы обратились именно ко мне со своей просьбой», «Это очень интересное предложение», «Я рад, что Вы затронули такую важную тему», «Спасибо о Вашей заботе обо мне». Тут, конечно, очень важен контекст. На первом этапе у Вас есть время подумать, интересно ли Вам предложение, или нет. Вы даете себе немного времени на обдумывание.
Этап 2. На этом этапе Вам нужно принять решение и сообщить о своей позиции: «Я слишком устал, предлагаю эту тему сейчас не обсуждать», «К сожалению, у меня другие планы», «Последнее время я очень загружен», «Боюсь, я ничего не могу для Вас сделать», «В данный момент я этим уже не занимаюсь», «Мне это уже не интересно».
Этап 3. Если на втором этапе от Вас не отстали, то Вам нужно перейти к третьему шагу. Здесь необходимо отказать, но уверенно. По сути, первые два этапа были прелюдией, чтобы подготовить Вас к отказу. Уверенно скажите: «Спасибо, нет», «Это не в моей компетенции», «Нет, я это делать не буду», «Мне это не подходит».
Часто собеседники очень настойчивы и не понимают с первого раза. Они давят на Вашу совесть и создают у Вас из неоткуда чувство вины. Это откровенная манипуляция. Например:
«Я очень расстроюсь…». Это манипуляция «жертва».
«Из-за тебя у меня будут большие неприятности…» Это манипуляция «Перекладывание ответственности с внушением чувства вины».
«Такой добрый (отзывчивый, сознательный) человек, как ты, не может оставить в беде…». Это манипуляция «Комплимент».
«Если ты этого не сделаешь, ты мне больше не друг, я тебя брошу, я покончу с собой…». Это манипуляция «Ультиматум на ценностях».
Уверен, Вы узнали приведенные примеры. А ведь их массы!
Для того, чтобы не поддаться, Вам нужно включить прием «заезженная пластинка», то есть повторять свое решение, пока собеседник не поймет, что оно окончательное. Самое главное, не пускаться в оправдания и объяснения, так как это даст возможность коварному оппоненту поколебать Вашу уверенность. И не надо чрезмерно извиняться – это означает, что, если на Вас надавить, Вы можете сдаться.
Существует также «техника перманентного отказа», которая позволяет противостоять настырным и ловким манипуляторам. Она напоминает предыдущую технику и начинается с проявления внимания и благодарности. Первый этап всегда служит буфером, смягчает отпор.
Этап 1. Проявление внимания к оппоненту и благодарность за доверие и предложение.
Этап 2. Принятие решения и озвучивание его.
Этап 3. Сказать «нет» и выслушать аргументы собеседника. Здесь очень важно не вступать в диалог. Быть в нейтралитете. Просто поддакивать: «Да, это такая серьезная проблема», «Мне очень жаль, что Вы попали такую ситуацию», «Это серьезно, но я уверен, Вы обязательно справитесь». Этот прием называется «тефлон».
Этап 4. Здесь нужно повторить аргументы собеседника, чтобы он понял, что его услышали.
Этап 5. Произнести вежливый и твердый отказ. Смотрите собеседнику в глаза (отлично работает), говорите твердым и уверенный голосов тон ровный и спокойный.
Вы не оправдываетесь, не пускаетесь в объяснения, не даете увести себя в сторону. Вы просто благодарите, выслушиваете, сочувствуете, но при этом просто принимаете информацию и гнете свою линию, как бы говоря, «Я Вас прекрасно понимаю, но эта проблема только Ваша».
Часто работает техника «слив». Это когда Вы каждый раз отсрочиваете решение. Это фразы: «Благодарю, я подумаю», «В данный момент я не могу принять Ваше предложение», «Это серьезный вопрос, его нужно обсуждать со специалистами», «Сейчас я не могу Вам ответить, но я дам Вам знать, когда решение будет принято». Это переговорная техника, которая может превратиться в тактику изматывания, пока Ваш собеседник не поймет, что ему говорят «нет». Но в ней есть минус: настойчивый оппонент может посчитать, что Вы вот-вот сдадитесь и будет пробовать, и пробовать и уже измотает Вас.
Очень интересную технику отказа демонстрировал Мухатма Ганди. После неудобного вопроса он не отвечал ни «да», ни «нет». Он просто молчал и смотрел в глаза оппоненту. Когда молчание становилось невыносимым, любое озвученное решение воспринималось просителем с облегчением, в том числе, и отказ. Так легко отказать именно просителям, навязчивым продавцам.
Как Вы видите, техники вежливого отказа действительно существуют, главное, необходимо начать их применять, ведь чем больше навык их использования, тем проще они у Вас будут получаться.
Книга
«ПОДГОТОВКА К ПЕРЕГОВОРАМ:СЕКРЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ»
шпаргалка для успешного ведения переговоров от Вадима Соколова